«Стартап как диплом»: представители ВШТП ИППТ СПбПУ рассказали о реализации программы и роли поддержки студенческого предпринимательства на Мюнхенском саммите

17 и 18 ноября 2021 года в онлайн-формате состоялся саммит «Роль предпринимательских университетов в инновационных экосистемах», организатором которого выступил Мюнхенский университет прикладных наук и партнерский Центр предпринимательства SCE в кооперации с сетью немецких университетов прикладных наук (UAS7).

Помимо представителей высших учебных заведений Германии в мероприятии также приняли участие руководители, профессора, эксперты ведущих университетов Нидерландов, США, Бразилии и других стран.  Преподаватели и магистры Высшей школы технологического предпринимательства (ВШТП) Института передовых производственных технологий (ИППТ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) были приглашены к участию для презентации российской практики вузовской экосистемы поддержки университетского технологического предпринимательства и программы «Стартап как диплом».

Ключевые темы саммита «Роль предпринимательских университетов в инновационных экосистемах»:

  1. Обучение предпринимательству: форматы и подходы;
  2. Поддержка стартапов в университете;
  3. Кооперация между университетами, стартапами и корпорациями;
  4. Наука/исследования предпринимательства;
  5. Интернационализация и нетворкинг.

В первый день работы саммита с приветственным словом выступил государственный министр Баварии по науке и искусству Бернд Сиблер. Спикер отметил важную роль высшего образования для молодых предпринимателей: «Настоящие предпринимательские идеи рождаются в среде высшего образования». Вместе с тем Президент Мюнхенского Университета Прикладных Наук Мартин Лейтнер в приветственной речи подчеркнул важный аспект цифровизации. «Цифровизация –  достаточно сложный процесс, однако именно этот фактор открывает новые возможности предпринимателям», – подчеркнул спикер.

Активное участие в саммите приняли руководители ведущих университетов Германии. Так, директор центра предпринимательства SCE Клаус Сайлер, который также является членом Экспертного совета СПбПУ по оценке развития студенческих стартапов и их подготовки к защите ВКР, в своем выступлении рассказал о необходимости рассмотрения бизнес-проектов как центра инновационной экосистемы и развития у студентов навыков креативности и предприимчивости: «Предпринимательство как джаз: обязательно нужно обладать техникой и знаниями, однако нужен креативный подход, чтобы стать действительно успешным».

18 ноября 2021 года в рамках двухчасовой сессии «Поддержка стартапов в университете» с докладом на тему «Выпускная квалификационная работа (ВКР) студента как стартап» выступил директор ВШТП ИППТ СПбПУ, заместитель директора Российско-Германского центра инноваций и предпринимательства «Политех Strascheg» Владимир Щеголев.

  • Спикеры сессии

    Владимир Щеголев, директор Высшей школы технологического предпринимательства (ВШТП) Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ, заместитель директора Российско-Германского центра инноваций и предпринимательства «Политех Strascheg»;

    Карстен Шредер, проректор Университета прикладных наук города Мюнстер,

    Стефани Грубенбечер, профессор Университета прикладных наук;

    Герберт Гилиг, руководитель венчурной программы центра предпринимательства SCE.

Владимир Щеголев подробно рассказал коллегам о деятельности Высшей школы технологического предпринимательства ИППТ СПбПУ и Центра предпринимательства «Политех Strascheg». В своем выступлении Владимир Владимирович предложил рассматривать обучение предпринимательству как сочетание четырех факторов: обучение в рамках учебного плана, совокупность мероприятий по предпринимательству вне образовательных программ, а также предоставление ресурсных возможностей для команд и развитие предпринимательского духа в вузовской среде.

Ключевым акцентом выступления Владимира Щеголева стала информация о реализации программы «Стартап как диплом» в СПбПУ. Владимир Владимирович особо отметил, что программа направлена на вовлечение активной и талантливой молодежи в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также поддержку предпринимательских проектов, находящихся на начальной стадии развития. Разработка и реализация проекта обучения и вовлечения студенческой молодежи и преподавателей университетов в подготовку стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой «Цифровая экономика».

«Наш опыт реализации программы «Стартап как диплом» вызвал широкий интерес участников мероприятия. Стимулирование развития междисциплинарных команд на базе образовательных и международных сетевых акселерационных программ, внеучебных мероприятий и факультативных курсов обеспечивает полноценность поддержки стартап-проектов, – подчеркнул Владимир Щеголев. – В настоящее время в Высшей школе технологического предпринимательства активно проходят различные мероприятия для поддержки бизнес-идей студентов: конкурсы с финансовыми призами, международный факультативный акселерационный курс для студентов разных направлений подготовки СПбПУ, также готовится проведение второго Экспертного совета по оценке развития студенческих стартапов и их подготовки к защите ВКР. Важно отметить, что экспертный совет включает преимущественно внешних экспертов – руководителей инновационного развития и внутреннего предпринимательства промышленных предприятий, представителей фондов и институтов развития, руководителей акселерационных и исследовательских программ по предпринимательству в российских и европейских вузах».  

Владимир Владимирович также отметил, что сегодня технологические хабы во всем мире конкурируют за качество своих инновационно-предпринимательских экосистем. Конкурентоспособность региональных экосистем, в свою очередь, в большой степени определяется предпринимательскими экосистемами вузов: «Санкт-Петербург, безусловно, является одним из региональных лидеров инновационно-экономического развития. По всем элементам инновационно-предпринимательской экосистемы в Санкт-Петербурге в последние годы наметилось устойчивое развитие: совершенствуются акселерационные структуры, рабочие пространства, предпринимательские сообщества. Наконец, предпринимательские экосистемы вузов Северо-Западного федерального округа активно проводят международные основные и дополнительные образовательные программы по предпринимательству, сетевые акселерационные проекты, экспертные и менторские системы поддержки»

В рамках саммита «Роль предпринимательских университетов в инновационных экосистемах» состоялись содержательные экспертные сессии, обсуждения и панельные дискуссии, посвященные практико-ориентированному диалогу и взаимодействию между бизнес-экспертами и молодыми предпринимателями. Участники мероприятия обменялись идеями о роли и задачах университетов в инновационных экосистемах.