Программа предполагает глубокое погружение в задачи и процессы маркетинга инновационных продуктов и нацелена на подробное изучение вопросов маркетинговых исследований, маркетинговых коммуникаций, практических расчетов анализа ассортимента и других. В числе компетенций, получаемых слушателями программы: навыки использования нормативных и правовых документов в профессиональной деятельности, умение проводить анализ внешней и внутренней среды бизнеса, оценку отрасли (рынка), умение использовать экономический инструментарий для подготовки сбалансированных управленческих решений. Программа рассчитана на руководителей, специалистов, маркетологов предприятия.
Направление подготовки
27.04.06 «Организация и управление наукоемкими производствами»
Цель программы
Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в углубленном изучении маркетинга инновационного продукта: маркетинговых исследований, маркетинговых коммуникаций, практических расчетов анализа ассортимента.
Для кого программа
Программа рассчитана на руководителей, специалистов, маркетологов предприятия.
Компетенции слушателей после прохождения программы
- умение использовать нормативные и правовые документы в профессиональной деятельности;
- умение проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;
- умение использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);
- навык анализа взаимосвязи функциональных стратегий компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
- умение критически оценивать личные достоинства и недостатки.
-
Программа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и дисциплин (модулей)
Всего часов трудоем-кости
Всего,
ауд. часов
В том числе
Дистанц. занятия,
час.
Самост. работа
Форма контроля
Лек-ции
Практи-ческие занятия
1
Основные концепции маркетинга
14
12
6
6
0
2
2
Основы маркетинга инноваций
14
12
6
6
0
2
3
Маркетинговые исследования
14
12
6
6
0
2
4
Маркетинговые коммуникации
14
12
6
6
0
2
5
Управление инновационным продуктом
14
12
6
6
0
2
Итоговая аттестация
2
2
0
2
0
0
Зачет
ИТОГО
72
62
30
32
0
10
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик и стажировок
Модуль 1. Основные концепции маркетинга
№
Наименование тем
Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы слушателя
1.1
Сущность и различные определения маркетинга
Маркетинговый подход в деятельности организации: функции управления и области маркетинговой деятельности, интегрирующая роль маркетинга. Стратегический и операционный маркетинг. Маркетинговая среда и ее структура. Маркетинг-микс («4P»): цена, товар, продвижение, распределение. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Микро- и макросреда. Организационный дарвинизм. Маркетинговый аудит. SWOT-анализ.
1.2.
Развитие форм маркетинга
Развитие форм маркетинга. Производственная, товарная, сбытовая концепции, маркетинговая концепция, холистический маркетинг (внутренний маркетинг, интегрированный маркетинг, маркетинг взаимоотношений, результативный маркетинг: социально-ответственный маркетинг, маркетинг финансовых результатов, стоимость бренда и потребительский капитал), информационно-коммуникационный маркетинг, интерактивный и двухсторонний маркетинг.
Модуль 2. Маркетинг инноваций: базовые понятия, категории, процессы
№
Наименование тем
Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы слушателя
2.1
Маркетинг инноваций: базовые понятия, категории, процессы
Маркетинг: определения, модели, история развития концепций. Сущность маркетинга инноваций и его базовые понятия. История взаимодействия маркетинга и инновационной деятельности. Инновации и современные концепции маркетинга.
Понятие нововведения. Нововведение как товар. Классификации нововведений. Наукоемкие услуги. Классификация наукоемких услуг. Рынок инноваций и его особенности.
Понятие и особенности маркетинга в научно-технической сфере. Изменение понятия товара в информационном обществе. Результат научно-технической деятельности как товар. Понятия научно-технической и наукоемкой продукции. Этапы разработки нового товара и жизненный цикл на рынке. Организация службы маркетинга в инновационно-ориентированных компаниях.
2.2
Поведение покупателей по отношению к новым товарам
Процесс потребления новых товаров. Модель процесса потребления, этапы процесса потребления. Диффузная модель Роджерса. Типы покупателей в зависимости от скорости восприятия нового продукта. Уровни новизны продукта. Модель покупательского поведения, основанная на тезаурусе потребителя. Виды барьеров восприятия нового товара.
Выбор предпочтительного сегмента рынка для продвижения инновации. Виды маркетинговой стратегии в зависимости от типа сегментации. Процесс выбора целевых сегментов.
Модуль 3. Маркетинговые исследования
№
Наименование тем
Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы слушателя
3.1
Сущность, направления, цели маркетинговых исследований
Маркетинговая информация. Типы маркетинговых информационных систем. CRM-системы. Методы обработки маркетинговой информации. Маркетинговые исследования потребителей. Типы маркетинговых исследований. Предмет маркетинговых исследований. Этапы маркетингового исследования потребителей. Цели маркетинговых исследований. Типы целей. Требования к целям. Генеральная совокупность и выборка. Анализ внутренних отчетов, анализ вторичных источников информации, анализ внешних условий.
3.2
Методы сбора информации и разработки анкет
Методы сбора информации: телефонный, личный, почтовый опрос, наблюдение, фокус-группа, глубинное интервью, эксперимент, тестирование продукции, другие методы. Составление анкеты, типы вопросов анкеты.
Модуль 4. Маркетинговые коммуникации
№ п/п
Наименование темы
Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы
4.1
Состав комплекса маркетинговых коммуникаций
Классические составные части комплекса маркетинговых коммуникаций (комплекса продвижения): реклама, личная продажа, стимулирование сбыта, связи с общественностью. Дополнительные части: прямой маркетинг, упаковка и т.д. Интегрированные маркетинговые коммуникации. ATL и BTL-реклама. Стратегические факторы, определяющие состав комплекса маркетинговых коммуникаций: тип товара, размер рынка, желаемая ответная реакция покупателя (коммуникационная задача), стратегия продвижения в канале распределения (проталкивание/привлечение), этап жизненного цикла товара, стратегии удержания/привлечения клиентов.
4.2
Основные инструменты маркетинговых коммуникаций
Реклама. Личная продажа. Стимулирование продаж. Связи с общественностью и паблисити. Прямой маркетинг. Упаковка. Онлайн-маркетинг. Событийный маркетинг. «Сарафанное радио». Эпоха цифрового маркетинга.
4.3
Планирование рекламы в Интернет
Контекстная реклама. Социальные сети. Медийная реклама. Контент маркетинг. E-mail-маркетинг.
Модуль 5. Управление продуктом
№
п/п
Наименование темы
Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы
5.1
Сущность понятия «продукт», направления управления продуктом
Определение продукта. Товар и услуга. Двухсторонний маркетинг услуг. Три слоя товара. Классификации товаров. Бренд. Двойственная сущность бренда: бренд для производителя (продавца) и для потребителя (покупателя). Модель «4D-брендинг» Т. Гэда. Стоимость брендов. Марочное название. Марочный знак. Товарный знак. Авторское право. Марочные политики.
5.2
Анализ ассортимента
Ассортимент и номенклатура. Характеристики ассортимента и номенклатуры: широта и глубина номенклатуры, широкий, узкий и оптимальный ассортимент. Методы анализа ассортимента. Бизнес-портфель, стратегический элемент бизнеса, модифицированная матрица BCG. АВС-анализ. Сезонность.
Руководитель курса
А.И. Климин
доцент Высшей школы управления и бизнеса ИПМЭиТ, к.э.н
Место проведения
195251, Санкт-Петербург, Политехническая 29АФ, Научно-исследовательский корпус, ауд. Г.3.42
Форма обучения
очная
Длительность обучения
72 часа (62 аудиторных часа)
Итоговый документ
Удостоверение повышения квалификации
Необходимые документы для приема
- Заявление
- Копия документа о высшем образовании
- Копия документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась)
Для прохождения курса слушателям необходимо иметь при себе копию платежного поручения, которая является пропуском на курс повышения квалификации.