Алексей Иванович также отметил, что развитие экосистемы инноваций СПбПУ строится на принципах конвергенции и синергии. На сегодняшний день консорциум Центра НТИ СПбПУ – основной организационный механизм трансфера и развития компетенций и технологий – включает 74 участника, среди которых Росатом, Ростех, ОДК, ОАК, ОСК, РЖД и др.
«Получая запрос от высокотехнологичной промышленности на решение сложных наукоемких мультидисциплинарных задач, Центр НТИ СПбПУ способен в сжатые сроки сформировать проектный консорциум, выбрать лучшие, best-in-class, технологии мирового уровня и получить необходимый результат, а именно – спроектировать глобально конкурентоспособный продукт, который учитывает все проектные ограничения»
Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ
Алексей Боровков
Подробнее о мероприятии – по ссылке.
29 апреля состоялся круглый стол «Развитие сети университетских зеркальных инжиниринговых центров», организатором которого выступил Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» (Центр НТИ СПбПУ). Слушателями дискуссии стали представители ведущих вузов России – всего более 700 человек.
Участники круглого стола обсудили возможности развития инженерно-технического образования в России через расширение сети университетских зеркальных инжиниринговых центров (УЗИЦ). Концепция УЗИЦ предполагает трансфер компетенций по основным направлениям деятельности Центра НТИ СПбПУ: цифровое проектирование и моделирование, цифровые двойники, новые материалы, аддитивные технологии, Smart-Manufacturing технологии и гибридные производственные технологии.
В дискуссии приняли участие (в порядке выступления):
Руководитель Дирекции Центра НТИ СПбПУ Олег Рождественский, выступивший модератором круглого стола, обозначил для участников вектор обсуждения: «Наша главная задача – определить возможные форматы взаимодействия в рамках сети зеркальных инжиниринговых центров (ЗИЦ). Мы рассмотрим реальные кейсы по созданию таких центров в разных регионах страны и обсудим, что необходимо для формирования полноценной сетевой структуры, в которой сеть ЗИЦ становится отдельным субъектом экономических отношений».
Дискуссию открыл проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель ИЦ CompMechLab® СПбПУ, лидер (соруководитель) РГ «Технет» НТИ Алексей Боровков. Он рассказал о развитии сети университетских Зеркальных инжиниринговых центров (УЗИЦ): «Впервые концепция УЗИЦ была представлена на Острове 10-22. По итогам этой презентации более 50 региональных вузов сформировали проекты договоренностей с Центром НТИ СПбПУ о создании на их базе УЗИЦ. На сегодняшний день подписаны соглашения о создании УЗИЦ между СПбПУ и Южно-Уральским государственным университетом (национальный исследовательский университет), между СПбПУ и Фондом «Региональный центр инжиниринга» Пермского края, между СПбПУ и Астраханским государственным университетом, между СПбПУ и Удмуртским федеральным исследовательским центром Уральского отделения Российской академии наук».
Алексей Иванович отметил, что основная задача УЗИЦ – трансфер технологий и компетенций Центра НТИ СПбПУ в регионы для решения локальных задач: «В рамках наших компетенций мы делимся опытом и технологиями и готовы совместно с командами университетов-партнеров выполнять пилотные проекты, ориентированные на решение конкретных задач индустриальных партнеров. Результатом такой деятельности становятся выполненные сложные научно-технические проекты, подготовленная команда специалистов и выстроенный определенным образом процесс выполнения НИОКР».
В ходе выступления Алексей Боровков представил участникам уникальную совместную разработку Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ и ГК CompMechLab® – российскую цифровую платформу CML-Bench™. На этой цифровой платформе инженеры Центра НТИ СПбПУ и высокотехнологичные компании-партнеры из разных отраслей разрабатывают глобально конкурентоспособную продукцию нового поколения на основе цифровых двойников. Алексей Иванович также отметил, что благодаря возможностям CML-Bench™ команда инженеров Центра НТИ СПбПУ смогла за два дня перейти на режим удаленной работы и продолжить эффективно выполнять проектные задачи.
По завершении основной темы выступающие рассмотрели возможность совместного использования участниками сети ЗИЦ программного обеспечения и связанные с этим технические и юридические аспекты. Также спикеры круглого стола обсудили перспективы развития в рамках сети ЗИЦ системы индивидуальных траекторий в процессе формирования профессиональных компетенций студентов на уровне магистерских программ. В завершении дискуссии участники круглого стола договорились о том, чтобы наладить информационный обмен между УЗИЦ, для чего Центр НТИ СПбПУ на первом этапе планирует создать раздел на сайте https://nticenter.spbstu.ru, где будет собираться вся информация о развитии сети УЗИЦ.
Подробнее о мероприятии – по ссылке.
Также 29 апреля прошел круглый стол «Новые образовательные продукты: ловим ветер трендов», модератором которого выступил заместитель руководителя Дирекции Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» по образованию, программный директор «Точки кипения – Политех Санкт-Петербург» Сергей Салкуцан.
Сергей Владимирович задал тон дискуссии, обозначив вектор обсуждения: «Сегодня мы поговорим о трендах, которые ожидают нас завтра, послезавтра, в близком и далеком будущем. Важно понимать, что отношение к трендам всегда двустороннее – положительное или отрицательное. В рамках круглого стола мы обсудим тренды, которые будут пользоваться спросом у ведущих отечественных университетов, сделаем акцент на новом с точки зрения формата и итогового продукта, а также узнаем, какие «новые» изменения происходят в условиях трансформации университетов».
Участниками дискуссии стали: директор IT-Центра Московского авиационного института Мария Булакина, проректор по научной и инновационной деятельности Севастопольского государственного университета Максим Евстигнеев, Руководитель образовательной программы iPhD «Биоматериаловедение» Московского института стали и сплавов Федор Сенатов, директор Института опережающих технологий «Школы Икс» Донского государственного технического университета Паел Герасин.
Спикеры рассказали о трансформациях, которые происходят в вузах и включают: индивидуальные образовательные траектории студентов, проектно-ориентированное обучение, междисциплинарные подходы в образовании, комплексные исследования, отход от монопрофильности вуза, работу со школьниками и выявление лидеров, новые модели реализации высшего образования и модели реализации учебных процессов.
Подробнее о мероприятии – по ссылке.
Экспозиционная часть Московского международного салона образования стала полностью виртуальной. Традиционно СПбПУ принимает участие в экспозиционной программе. Виртуальный стенд вуза представлен под номером 3.11. Весь контент визуализирован с помощью информационных технологий, которые моделируют реальное посещение выставки. На виртуальном стенде СПбПУ представил ключевые научно-образовательные проекты, программы дополнительного образования и повышения квалификации, международные образовательные проекты и программы двойных дипломов с иностранными вузами-партнерами, а также информационно-образовательный проект «Открытый Политех».
В вебинарной комнате стенда СПбПУ специалисты Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ провели вебинары:
Ведущие вебинара: ведущий инженер лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ Дмитрий Казаков и основатель международной сети школ робототехники ROBBOClub.Ru Павел Фролов представили программно-аппаратный комплекс, на базе которого школьники, студенты и разработчики смогут изучать технологии создания нейроинтерфейсов и нейротренажеров или создавать свои собственные устройства.
Ведущий вебинара: инженер Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ Георгий Васильянов рассказал о реализуемом в настоящее время проекте по созданию модели беспилотного автомобиля как образовательной платформы для подготовки специалистов в области построения интеллектуальных транспортных систем управления для беспилотных автомобилей.
На виртуальном стенде СПбПУ представлены проекты и разработки специалистов Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ и Центра НТИ СПбПУ, выполненные в интересах высокотехнологичных отечественных организаций.
Участие в Салоне приняли специалисты Лаборатории «3Д-образование» Центра НТИ СПбПУ. Лаборатория представлена на стенде «Российские производители – Сделано для образования». Стенд стал пространством для диалога образовательного и экспертного сообщества, российских производителей и государственных институтов по актуальным вопросам создания и развития в стране инфраструктуры образовательной экосистемы, развития отечественных предприятий, работающих для сферы образования.
26 апреля в рамках деловой программы ММСО-2020 состоялся тематический круглый стол на тему «Создаем будущее страны: инженерное образование от школы до высокотехнологичного бизнеса», участие в котором приняли специалисты Лаборатории «3Д-образование» Центр НТИ СПбПУ. Мероприятие прошло в формате телепередачи при поддержке телеканала «Шаг России».
В круглом столе приняли участие: президент Ассоциации 3D-образования, руководитель Лаборатории «3D-образование» Центра НТИ СПбПУ Роман Бондаренко, руководитель образовательных проектов Ассоциации 3D-образования Ольга Тихомирова, руководитель Школы инженерного мышления Лаборатории непрерывного математического образования Санкт-Петербурга Анатолий Шперх и руководитель Центра гуманитарного и цифрового образования детей «Точка Роста» Павел Иванов. Модератором выступил ведущий телеканала «Шаг России» Глеб Мордовченко.
Участники обсудили ключевые проблемы в системе школьного образования, которые не позволяют развивать обучение инженерному делу, а также привели реальные инструменты для решения этих проблем.
Роман Бондаренко рассказал о проекте «Инженеры будущего», который Ассоциация 3D-образования и Лаборатория «3D-образование» Центра НТИ СПбПУ запустили 5 лет назад: «Сейчас к проекту подключилось почти полстраны: создаются образовательные ресурсные центры, тренировочные площадки. Более 10 000 детей заняты на наших проектах при школах, при группах дополнительного образования. Они занимаются 3D-моделированием, прототипированием, учатся работать с аддитивными технологиями. В регионах мы создаем пул педагогов (уже более 5 000 человек), способных правильно доносить до детей, что такое технологии и как их изучать, понимающих, как эти технологии применяются на предприятиях».
Ольга Тихомирова отметила, что главное преимущество проекта «Инженеры будущего» – в подходе к обучению: «У нас сквозное и направленное в будущее обучение. Ребенок видит результат своей работы, понимает, что с этим можно дальше работать, развивать, совершенствовать. Мы делаем важный упор на творческой составляющей. Всероссийская олимпиада по 3D-технологиям, которую мы проводим для победителей региональных конкурсов, – это две недели занятий, полноценная летняя смена, когда у ребят есть возможность проявить фантазию, талант в инженерно-техническом творчестве. Финалисты также делают технико-экономическое обоснование своего проекта, то есть получают компетенции технологических предпринимателей».
Подробнее о мероприятии – по ссылке.
В рамках деловой программы прошла серия питч-сессий Лаборатории «3Д-образование»:
Несмотря на новый формат мероприятия, ММСО-2020 привлек участников со всего мира и увеличил аудиторию мероприятия в несколько десятков раз.
Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции, ряд мероприятий отменяется или переносится на неопределенный срок, часть конгрессно-выставочной отрасли быстро и гибко изменяется, приобретая новый формат – онлайн. Петербуогский Политех, Центр НТИ СПбПУ и ИЦ CompMechLab® СПбПУ продолжают участвовать в крупнейших выставках и салонах даже в виртуальном пространстве.
«В рамках продвижения бренда, демонстрации и популяризации образовательных и научно-технических результатов деятельности Политех всегда демонстрирует высокий уровень участия в крупномасштабных международных и российских конгрессно-выставочных мероприятиях, коррелирующих со сферой деятельности и специализацией вуза, – прокомментировал ректор СПбПУ Андрей Рудской. – Это позволяет максимально оценить национальное значение научно-исследовательского потенциала университета в области передовых производственных технологий, машиностроения, энергетики, строительства».